У
большинства легковых машин в коробку передач,
совмещенную с главной передачей, изготовители предписывают заливать
моторное масло. Шестерни в таких агрегатах только цилиндрические,
поэтому опасность задиров невелика. Для автоматических коробок не
годится ни трансмиссионное, ни моторное масла. Эти устройства
специфичны, для их работы требуется маловязкая жидкость, которую в
международной практике принято называть ATF (Automatic Transmission Fluid).
Что же касается обычных легковых и грузовых автомобилей с классической
компоновкой, а также полноприводных и некоторых переднеприводных, то в
их агрегатах используются исключителено трансмиссионные масла.«Синтетика» или «минералка» относительно шестерен
коробки, в принципе, большой разницы не имеет с экономической точки
зрения — «минералка» выгоднее.
При выборе масла для узлов трансмиссии обычно ориентируются на два критерия:
- удельные нагрузки, действующие в механизме;
- скорости относительного скольжения.
В зависимости от этого подбирают масла, различающиеся
вязкостью и количеством присадок, в первую очередь противозадирных.
Последние, как правило, содержат сернистые соединения, вызывающие в
критических режимах химические изменения (модификацию) металла.
Поверхностный слой материала не вырывается, образуя задиры, а
превращается в тонкую пленку, которая впоследствии становится продуктом
износа. Несмотря на то, что металл при этом химически «разъедается»,
общий износ в тяжелых условиях работы оказывается меньше.
Есть в этих рассуждениях маленькая оговорка: химическая модификация
позволяет снизить износ у стали или чугуна. Цветные металлы, из которых
изготавливают синхронизаторы, плохо уживаются с сернистыми соединениями и
в их присутствии изнашиваются, как правило, быстрее.
Сегодня в легковых автомобилях применяются
трансмиссионные масла двух групп: GL-4 и GL-5 по зарубежной
классификации или ТМ-4 и ТМ-5 — по отечественной.
GL-4 по классификации API годится для коробок
переднеприводных вазовских моделей, GL-5 — для всех остальных
отечественных авто. Встречается и универсальное масло — GL-4/5.
Тип масла для иномарок легко уточнить по каталогу или в руководстве по эксплуатации.
Вопреки расхожему мнению о том, что масла класса GL-5 выше качеством, чем масла класса GL-4, это не так.
Данные классы просто разные — нельзя сказать, что один из них хуже
или лучше. Например, использование масла класса API GL-5 в КПП ВАЗ 2109
может оказаться губительным для синхронизаторов, в то время как масло
класса API GL-4 рекомевдовано ВАЗом для применения в таких КПП.
«Трансмиссионки» типа GL-5 можно разбить на три подгруппы:
- SAE 85W90 — минеральное «Норси», «Рексол ТМ-5-18», «Лукойл ТМ-5-18».
- SAE 80W90 — «минералка», но менее густая «Спектрол-Форвард», «Велс ТМ», Mobil Mobilube HD, Texaco Geartex EP-C.
- «полусинтетика» и «синтетика» (класс по SAE
75W-90). Отечественные производители уступили эту нишу зарубежной
продукции: ВР Energear SGX, Teboil EP, Motulgear и пр.
Хорошо известное нескольким поколениям автолюбителей трансмиссионное
масло ТАД-17И ныне ушло в прошлое — его сменил аналог ТМ5-18. Емкости со
старой маркировкой «перележали» на складе или подделка.
Но выбор по уровню эксплуатационных свойств — это еще не
все. Надо определяться также и с вязкостью приобретаемого смазочного
материала. Здесь применимы следующие рассуждения.
Масла, вязкость которых при 100°С не ниже 24 мм2/с, т. е.
класса «140» по SAE (а уж тем более «250»), предпочтительны лишь для
жаркого южного климата. В зоне умеренных температур лучше
ориентироваться на класс «90». А так как рациональнее использовать
«всесезонное» масло, то речь может идти о сортах с индексами 75W-90,
80W-90 и 85W-90. Последнее не очень подходит для сколько-нибудь суровой
зимы. Масло класса 80W-90 по SAE достаточно универсально, a 75W-90
позволяет не испытывать трудностей даже в пору самых крепких морозов.
Использование трансмиссионных масел отечественного производства (а
подавляющее большинство из них классифицируются по API GL-5) приводит к
быстрому износу синхронизаторов. Поэтому в КПП переднеприводных
автомобилей марки ВАЗ рекомендуется применять трансмиссионные масла
класса API GL-4 либо API GL-4/5 с вязкостью SAE 75W-80, SAE 80W-85, SAE
80W-90. Наше масло GL-4 найти довольно трудно,чаще всего это недешевые
синтетические или полусинтетически, масла импортного производства,
однако их применение позволяет значительно продлить срок службы КПП
вашего автомобиля.
Не следует «кормить» указанные механизмы маслами с высокой вязкостью —
моторными 5W-50 (10W-50 и т. п.) или трансмиссионными 85W-90. Чем
больше ее значение, тем прочнее масляная пленка, но хуже доступ масла к
деталям коробки передач. Слишком высокое значение вязкости затрудняет
работу синхронизаторов, ведь лишнее масло они должны постоянно
выдавливать «из-под себя». Моторные 15W40 (10W40) или трансмиссионные
75W-80 окажутся впору. Рекомендованное ВАЗом ТМ-4-12 (SAE 80W-85) —
совсем хорошо, лишь бы не поддельное. И хотя для переднеприводных ВАЗов
сейчас рекомендованы несколько трансмиссионных масел, допускается
применять и моторные.
В 1996 г. для коробок передач «самар» разработали специальное масло — «Рексол Т» SAE 80W-85 API GL-4 (ТУ 38.301-41-164-96).
В 1998-м получило допуск еще одно масло, отвечающее ТТМ ВАЗа, — «Лукойл ТМ-4» SAE 80W-85 (ТУ 38.301-29-90-970).
По вязкостным свойствам допустимый диапазон применения:
для 75W-80 — от -40 до +25°С, для 80W-85 — от -30 до+35°С, для 80W-90 -
от-30 до+45°С.
Выход на рынок новых масел почти совпал с появлением коробки передач
ВАЗ-2110, устанавливаемой сегодня и на «девятки». Теперь есть и
минимальный свод требований, которым должно удовлетворять масло для
коробок переднеприводных автомобилей. Диапазоны температур применения трансмиссионных масел |
Минимальная температура обеспечения смазки узлов, °С |
Класс по SAE |
Максимальная температура окружающей среды, °С |
-40 |
75W-80 |
35 |
-40 |
75W-90 |
35 |
-26 |
80W-85 |
35 |
-26 |
80W-90 |
35 |
-12 |
85W-90 |
45 | |